Популярное

Голосование

Когда начался кризис российских политтехнологий?
 

Поиск по сайту

Публикации

Месседж

 В своё время на сайте российского филиала Национального демократического института (НДИ) было размещено немало хороших методических материалов по проведению избирательных кампаний. После эвакуации НДИ из России эти тексты исчезли из открытого доступа.

В частности, там был размещён материал, раскрывающий технологию формирования месседжа в локальной избирательной кампании.

 

Основная составляющая успеха любой избирательной кампании – ее месседж и умение довести его до избирателей. Этот термин (англ. message) означает “послание”, “сообщение”, а в более широком смысле – “основная идея”, “основной смысл”. Месседж – это основа общения с избирателями, он отражает принципы и позицию кандидата по основным вопросам, и наглядно показывает, чем кандидат отличается от соперников. Вопросы, по которым заявлена позиция кандидата и которые раскрывают его убеждения кандидата и наиболее ярко демонстрируют контраст с его соперником, называются темами избирательной кампании.
Разработка месседжа начинается с исследовательской работы – сбора информации о кандидате и его соперниках, настроениях и политических симпатиях избирателей, а также тех средствах массовой информации, через которые месседж будет доводиться до избирателей.
Месседж будет работать, если избирательный штаб сформулирует ключевые вопросы, волнующие как самого кандидата, так и избирателей, а затем настойчиво и последовательно будет предлагать решение этих вопросов в своем месседже

 

Ниже методический материал приводится в полном объёме.

Скачать статью "Основная идея избирательной кампании: месседж"

Гончаров В.Э. Идеологический фрейминг как политическая технология

Гончаров Вадим Эдуардович,
кандидат политических наук,
доцент кафедры Социально-политических наук СПбГУТ,

Доклад на конференции в СПбГУТ 14 декабря 2012 года
секция «Социо-гуманитарные науки в современном обществе»

Идеологический фрейминг как политическая технология

Скачать презентацию доклада в формате Power Point

Ключевые слова: идеология, фрейминг, политические технологии, клерикализация, "Pussy Riot"

В начале XXI века среди специалистов в сфере социологии общественных движений возникла полемика по вопросу о соотношении между идеологиями и базовыми фреймами [Oliver, Johnston, 2000; Snow, 2004; Snow, Benford, 2005]. На первый взгляд, речь идёт о типичном случае междисциплинарного конфликта, в рамках которого один и тот же феномен, рассмотренный с помощью методов различных наук, описывается с помощью разных терминов. В данном случае, в схватке за право анализировать процесс формирования идейных основ общественных движений сошлись представители теории идеологии и коммуникативистики.
Очевидно, что общественные движения редко обходятся без набора базовых постулатов, опирающихся на более или менее отчётливо артикулированную традицию социальной мысли. Идейная основа общественных движений обычно включает в себя некое тенденциозное и ценностно окрашенное описание социальной реальности, из которого логически вытекает программа действий, предлагающаяся сторонникам движения. Именно это явление и представляло собой один из важнейших объектов, детально исследованных теоретиками идеологического процесса за два с лишним века эволюции этой субдисциплины социального знания. Теория идеологии, в особенности, её наиболее популярная и методологически строго разработанная постмарксистская версия, традиционно акцентировала внимание на комплексном характере идеологических доктрин. В рамках данной традиции идеология представляет собой иерархически организованную комбинацию когнитивных схем, ценностей, интересов и идентичностей, специально предназначенную для массовой политической мобилизации. При этом ценности, способные объединить максимум сторонников, выдвигаются на первый план, а интересы затушёвываются, или представляются широкой публике в превращённой форме.
Основным концептуальным недостатком классических теорий идеологического процесса в социальных движениях стало очевидное несоответствие между сложностью идеологических доктрин и массовым характером участия. Не только здравый смысл, но и многочисленные эмпирические исследования говорят нам, что рядовые участники массовых социальных движений усваивают сложные идеологические доктрины лишь в форме весьма упрощенных и зачастую противоречащих друг другу политических установок [Converse, 2006; Gerber, Huber, Doherty, Dowling, Ha, 2010]. Однако это не мешает их успешной ориентации в политическом мире, и сочетается со способностью вполне уверенно позиционировать собственные идеологические представления в одномерном идеологическом пространстве [Dalton, 2006].
Эту проблему вполне успешно решает концепция фрейминга. Под термином фрейм обычно понимают понятийную рамку, используемую в коммуникативном процессе для отнесения какого-то конкретного случая или ситуации к уже известной категории. Фрейм предлагает простую и понятную интерпретацию какой-то темы или события [Papkin, 2011, P.611]. Рутинная деятельность средств массовой коммуникации включает в себя постоянное фреймирование текущих событий с применением когнитивных схем, к которым отсылает используемая СМИ терминология.
Концепция фрейминга приобрела популярность в политической коммуникативистике в конце ХХ века на фоне возвращения представлений о том, что СМИ могут эффективно воздействовать на общественное сознание, преодолевая «фильтры восприятия» аудитории. Этот тезис подкреплялся исследованиями эффектов «формирования повестки дня» и прайминга [Weaver, 2007]. Приверженцы данного подхода утверждали, что аудитория в силах сопротивляться прямому пропагандистскому воздействию, но СМИ могут легко переключить её внимания с одного объекта на другой. СМИ сообщают новости, и выбор новостей определяет текущие общественные приоритеты. Изменения повестки дня в свою очередь актуализируют политические установки, связанные именно с этим объектом или данной социальной проблемой, что, в свою очередь предопределяет массовое политическое поведение, в частности, голосование на выборах. В этом и состоит эффект прайминга, который можно трактовать в качестве прикладного инструмента «формирования повестки дня».

 

Подробнее...