Гончаров Вадим Эдуардович,
кандидат политических наук,
доцент кафедры Социально-политических наук СПбГУТ,
Доклад на конференции в СПбГУТ 14 декабря 2012 года
секция «Социо-гуманитарные науки в современном обществе»
Идеологический фрейминг как политическая технология
Скачать презентацию доклада в формате Power Point
Ключевые слова: идеология, фрейминг, политические технологии, клерикализация, "Pussy Riot"
В начале XXI века среди специалистов в сфере социологии общественных движений возникла полемика по вопросу о соотношении между идеологиями и базовыми фреймами [Oliver, Johnston, 2000; Snow, 2004; Snow, Benford, 2005]. На первый взгляд, речь идёт о типичном случае междисциплинарного конфликта, в рамках которого один и тот же феномен, рассмотренный с помощью методов различных наук, описывается с помощью разных терминов. В данном случае, в схватке за право анализировать процесс формирования идейных основ общественных движений сошлись представители теории идеологии и коммуникативистики.
Очевидно, что общественные движения редко обходятся без набора базовых постулатов, опирающихся на более или менее отчётливо артикулированную традицию социальной мысли. Идейная основа общественных движений обычно включает в себя некое тенденциозное и ценностно окрашенное описание социальной реальности, из которого логически вытекает программа действий, предлагающаяся сторонникам движения. Именно это явление и представляло собой один из важнейших объектов, детально исследованных теоретиками идеологического процесса за два с лишним века эволюции этой субдисциплины социального знания. Теория идеологии, в особенности, её наиболее популярная и методологически строго разработанная постмарксистская версия, традиционно акцентировала внимание на комплексном характере идеологических доктрин. В рамках данной традиции идеология представляет собой иерархически организованную комбинацию когнитивных схем, ценностей, интересов и идентичностей, специально предназначенную для массовой политической мобилизации. При этом ценности, способные объединить максимум сторонников, выдвигаются на первый план, а интересы затушёвываются, или представляются широкой публике в превращённой форме.
Основным концептуальным недостатком классических теорий идеологического процесса в социальных движениях стало очевидное несоответствие между сложностью идеологических доктрин и массовым характером участия. Не только здравый смысл, но и многочисленные эмпирические исследования говорят нам, что рядовые участники массовых социальных движений усваивают сложные идеологические доктрины лишь в форме весьма упрощенных и зачастую противоречащих друг другу политических установок [Converse, 2006; Gerber, Huber, Doherty, Dowling, Ha, 2010]. Однако это не мешает их успешной ориентации в политическом мире, и сочетается со способностью вполне уверенно позиционировать собственные идеологические представления в одномерном идеологическом пространстве [Dalton, 2006].
Эту проблему вполне успешно решает концепция фрейминга. Под термином фрейм обычно понимают понятийную рамку, используемую в коммуникативном процессе для отнесения какого-то конкретного случая или ситуации к уже известной категории. Фрейм предлагает простую и понятную интерпретацию какой-то темы или события [Papkin, 2011, P.611]. Рутинная деятельность средств массовой коммуникации включает в себя постоянное фреймирование текущих событий с применением когнитивных схем, к которым отсылает используемая СМИ терминология.
Концепция фрейминга приобрела популярность в политической коммуникативистике в конце ХХ века на фоне возвращения представлений о том, что СМИ могут эффективно воздействовать на общественное сознание, преодолевая «фильтры восприятия» аудитории. Этот тезис подкреплялся исследованиями эффектов «формирования повестки дня» и прайминга [Weaver, 2007]. Приверженцы данного подхода утверждали, что аудитория в силах сопротивляться прямому пропагандистскому воздействию, но СМИ могут легко переключить её внимания с одного объекта на другой. СМИ сообщают новости, и выбор новостей определяет текущие общественные приоритеты. Изменения повестки дня в свою очередь актуализируют политические установки, связанные именно с этим объектом или данной социальной проблемой, что, в свою очередь предопределяет массовое политическое поведение, в частности, голосование на выборах. В этом и состоит эффект прайминга, который можно трактовать в качестве прикладного инструмента «формирования повестки дня».